Жизнь для себя или для других?

Послушные дети - мечта любого родителя, однако это противоречит самой сути развития ребенка - стать личностью. Если ребенок должен делать все как надо, как правильно, как ему говорят родители, у него нет возможности слушать себя, узнавать себя.

Послушный ребенок удобен родителям и далее удобен обществу. Но чаще всего вообще не происходит никакого переключения на других - ребенок остается навсегда привязанным к своим родителям (и главным образом к маме), даже когда родителей нет рядом, он слушает внутренних родителей - многократно повторяет их советы, наставления. Вырастая, он ищет людей, которые бы играли роли его родителей.

Однако и тут редко достигается счастье, так как, во-первых найти желающих играть роль другого человека не так то легко и включается игра - "ты все делаешь не так", а во-вторых если удается найти такого человека, запускается желание отделиться наконец-то от него и получаются игра - "хочу чтобы ты говорил/а мне что делать, но я ненавижу тебя за это".

Быть наедине с собой, для таких детей и затем взрослых - невыносимая мука. Бездействие, отсутствие цели воспринимается как пустота, растворение, распад себя на части.
Однажды послушный в раннем детстве ребенок, никогда не сопротивляющийся наставлениям родителей, начинает вдруг сам загружать себя делами (разумеется сначала в рамках одобренных родителями), учиться, трудиться, работать за себя и весь класс, отдел, компанию - все лишь бы не оставаться в одиночестве.

Когда такие дети или взрослые приходят на терапию их тревожит главным образом вопрос - что делать? что я должен делать, что нужно говорить? Нередко они много рассказывают о себе и боятся остановиться, или начинают интересоваться жизнью психолога или бесконечно обсуждать события дня.

Рождение личности происходит путем разделения, сепарации, отталкивания от того, где человек зародился. Психическое рождение несколько отсрочено по времени от телесного (физического) рождения, но происходит оно таким же болезненным образом.
Сложность психологического отделения еще и в том, что оно не может быть совершенно разом, это длительный процесс - не часы физического рождения, а годы .

Мало кто из женщин скажет, что роды это увлекательный, легкий процесс, быть участником рождения личности, психологического становления индивидуальности своего ребенка это тяжкий труд, полный тревог, страхов, боли, крушения надежд и ожиданий.

Ребенку тоже совсем нелегко: на одной стороне весов безопасность, любовь, забота, на другой целый мир – увлекательный, волнующий, но пугающий.  С одной стороны нужно развиваться в соответствии  со своей врожденной сущностью, с другой нужно научиться жить в обществе.

К сожалению, первое очень легко приносится в жертву второму. Но распознать это к сожалению не всегда бывает легко. Каждый раз когда родители делают что-то для ребенка, уговаривают его делать что-то, на самом деле они делают так исходя из их собственного преставления о счастье, о правильности и неправильности.
Человек рождается с встроенным механизмом адаптации  - эмоциями, это как рецепторы которые говорят о том, что значит то и или иное событие, предметы, человек конкретно для него и только для него.  Иметь возможность слушать эти сигналы это возможность выстроить свое отношение к происходящему. Чувствовать и действовать это разные вещи, однако очень часто они отождествляются.

Ко мне на консультацию обратилась мама  по поводу ребенка 4 лет. Девочка - золото, послушная, кроткая, ласковая, все понимает. Однако есть 2 проблемы, которые настораживают и осложняют идиллию. Ребенок не хочет спать в отдельной кровати и еще она очень прилипчивая, может подойти к любому  чужому  человеку, заговорить с ним, залезть на руки, настаивать на игре. В саду начали портиться отношения с детьми, так как ее очень обижает то, что они не играют с ней, когда она этого хочет.
Девочка действительно оказалась очень послушной и четко проговаривала весь взрослый текст, почему она должна делать так, а не иначе. При этом не было ни слова о ее собственном мнении, что она чувствует по этому поводу, нравится ли ей это решение или нет. В ее игре присутствовали в основном слова надо, должна, правильно, но в середине консультации я услышала слово хочу и в этот момент девочка оборачивается и смотрит на меня.
Несмотря на то, что ребенок кажется очень взрослым  и самостоятельным (она действительно очень самостоятельна в быту), ее психологическое рождение не состоялось. У нее нет представления о то, что она отдельный человек, она не выделяет себя из внешнего пространства, не выделяет других, а значит не может воспринимать их как кого-то кто может иметь какие то чувства отличные от нее.  Она и своих то чувств не  знает  - она всегда смотрит на маму, чтобы та обозначила то, что сейчас происходит.
В этой ситуации, потребность в совместном сне это потребность в выравнивании психикой внешнего и внутреннего, ее психологическая незрелость должна подтверждаться и в реальности, чтобы психика могла функционировать.

Чтобы развитие девочки началось необходимо дать ей возможность хотеть, затем научиться выдерживать ее злость, когда ее желания не будут полностью удовлетворяться, оставляя ей право чувствовать и помогая найти подходящие способы для выражения своих чувств, не отвечая агрессией, и не отвергая, затем постепенно учиться отдавать все больше зон, где она  сможет пробовать, возможно, ошибаться, расстраиваться по этому поводу  и пробовать снова, возможно, не там где стоило, но это жизнь, и это будет ее  жизнь.
 

Базовый курс Юнгианской Песочной терапии

Два дня для знакомства с Юнгианской Песочной терапией. Новый набор!!!!
Почему стоит выбрать базовый курс?
Этот формат будет интересен как начинающим работать так и опытным специалистам.
Если вы только начинаете свою практику как психолог-консультант, то выбор специализации довольно сложен и совсем не быстр.
Основное психологическое образование не даёт практических навыков работы это скорее мировоззрение.
И для того чтобы выработать свой стиль многим необходимо ознакомиться с различными теориями, но также и попробовать различные техники работы.
Даже приверженность единственной теоретической парадигме не гарантирует удовлетворённость в применении её на практике.
Обучение же по полной программе, которое во многих направлениях консультирования и психотерапии занимает годы, долго и весьма затратно.
Поэтому Возможность познакомиться с одним из направлений всего за два дня, помогает составить представление о методе, его особенностях и понять насколько он близок и принимается вами и оценить свою готовность развиваться далее в его освоении.
В то же время два дня - это 16 часов, за которые можно получить в сжатой форме, пропущенной через свой опыт обучения и практики, основные теоретические постулаты, получить свой личный клиентский опыт работы с песком, и опыт терапевта, оценить свою теоретическую и практическую подготовленностью к применению этой техники.

Одной из главных задач при подготовке этого курса для меня было: донести глубину техники sandplay, из которой следует большая ответственность психолога его применяющего, и в тоже время дать ключевые опоры, в виде конкретных знаний и действий, которые позволят начать работать с sandplay.

Курс интенсивный и насыщенный, и возможно он станет началом вашего долгого пути в мир юнгиантсва и sandplay!
Добро пожаловать в феврале!

(no subject)

Зарисовки из практики:
- Моя дочь никак не может научиться общаться, она очень расстраивается когда дети в саду не делают так как она хочет. Я пытаюсь ей объяснить, что это нормально: никто не обязан ей подчиняться, что нужно учиться договариваться. Но она меня не слышит.
- Скажите, а когда вы разговариваете со своим ребёнком, вы выслушиваете её мнение?
- это совсем другое дело. Я мать , и она должна меня слушать. А если я не буду настаивать на своём, как я буду ей управлять ?
Коротко и ясно.
Родители, умение договариваться, уважение к мнению другого формируется в семье, и главным образом в отношениях с мамой.
Если мама считает что правильное мнение только её, то своё "правильное" мнение ребёнок будет продавливать в социуме. Только у мамы в подчинении бесправный, очень зависимый от неё ребёнок, а вот ребёнку найти такого же готового к угнетению сразу обычно не получается. Нередко на это уходят годы....
И иногда таким объектом становится собственный ребёнок.

Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

http://www.pravmir.ru/rano-pozdno-vovremya-norma-i-ne-norma-v-razvitii-rebenka/
Очень сильная статья. о многом важном в одном месте.


5 октября в Школе осознанного родительства «Большая медведица» состоялась лекция детского и семейного психолога Катерины Мурашовой «Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка». Предлагаем читателям «Правмира» текст и аудиозапись лекции

Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

5 октября в Школе осознанного родительства «Большая медведица» состоялась лекция детского и семейного психолога Катерины Мурашовой «Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка». Предлагаем читателям «Правмира» текст и аудиозапись лекции.

Норма: то ли есть, то ли нет

Задумывались вы об этом или нет, но понятия «норма – не норма» неизбежно влияют на наши родительские стратегии. Ежедневно, ежечасно мы делаем свой выбор: как поступить по отношению к ребенку, в зависимости от того, что мы считаем НОРМАльным для его развития. И это ежедневное принятие решений, глобальный выбор воспитательной стратегии делать было бы не так сложно, если бы не одно НО. В голове мам и пап сегодня звучит слишком много голосов о том, как правильно воспитывать ребенка.

Катерина Мурашова

Раньше было принято считать, что к году ребенок должен говорить несколько слов и хотя бы
несколько предложений. К году! Это была норма. Более того, большинство детей, которых я видела в начале своей практики, в эту норму действительно вписывались. Действительно, годовалый ребенок говорил: «Мама. Папа. Дать. Пить. Уйди. Хочу». Ребенок в 1,5 года говорил предложениями. Моя собственная дочь в 1,5 года читала простые стихи. Дальше (я же не логопед и за нормой в этом вопросе не следила), ситуация все-таки менялась, и сейчас ко мне приходит масса детей, которые только в два года – в два?! – в два года говорят то же самое: «Мама. Папа. Дать. Пить. Хочу на ючки». Что это? Норма, не норма? Где, что случилось? Дети отупели? Что произошло? Родители перестали с ними заниматься? 25 лет назад занимались, а сейчас перестали?

Сколько-то месяцев задержки речи происходит из-за памперсов, это известно. Исследования проводились, правда, производители памперсов их задавили. Но не год же! Почему так происходит – понятно: запаздывают контрольные механизмы: ребенок с памперсами не должен вырабатывать этот волевой контроль, раз волевой контроль запаздывает, все остальное тоже запаздывает. Но я не думаю все-таки, что это год.

далее на сайте
http://www.pravmir.ru/rano-pozdno-vovremya-norma-i-ne-norma-v-razvitii-rebenka/

В ямку бух! 10 игр на коленках.

Оригинал взят у kubirubi в В ямку бух! 10 игр на коленках.
ya-mama
    Большинство "коленных" потешек, дошедших до наших дней - это плод народного творчества. Поэтому об этих забавных стишках и присказках с уверенностью можно сказать, что они проверены не одним поколением и на протяжении веков служили на радость детям.
    Игры на коленях особенно любимы малышами от 8-9 месяцев до 3 лет, но и детки постарше обычно с удовольствием предаются этой забаве. Такие игры легко запоминаются детьми и взрослыми, развивают чувство ритма, координацию, речь, память. А к тому же, это просто отличный способ весело провести время с мамой!

Collapse )





Похожие темы:
Пальчики играют.

(no subject)

Трагические события последних дней отзываются в душе каждого, однако такая насыщенность информационного поля оказывает сильное влияние и на детей. Упавший самолет обсуждают кругом. Важно не забывать, что дети тоже чувствуют. Да они многого не понимают, но именно поэтому они очень сильно нуждаются в информации, о том как это касается их. Сложить два факта совсем не трудно. Я летал на самолете, самолет упал, значит я могу умереть, мои близкие могут умереть.
Особо важно говорить об этом с детьми 4-8 лет, когда ими познается тема смерти. Фактически для многих российских детей, родители, знакомые которых тем или иным образом сочувствуют, обсуждают эти события, реально переживают потерю, как если бы она была в их собственной семье. И поэтому очень важно говорить с детьми: что они чувствуют, чего боятся, говорить о том, что родители сделают все возможное, чтобы защитить своих детей.
Да смерть неизбежна, но важно дать ребенку поддержку в переваривании этой сложной темы.

(no subject)

Когда душа страдает, она прилагает большие усилия чтобы сообщить нашему сознанию о своей боли. Слова, творчество, поведение - различные векторы, куда направляется энергия, чтобы рассказать о своём состоянии.
И творчество это пространство где цезура разума наименее результативна, образы создаваемые в рисунках, фантазии, игре, сказке подчас остаются единственным возможным окном, чтобы душа могла заявить о себе.
Я хочу привести небольшой отрывок беседы с ребёнком, который произвёл на меня большое впечатление.
Ребёнок: Давайте рисовать. Я нарисую машину. Вот. Теперь нужно её вырезать. (Вырезает контур). А теперь нужно вырезать окошки. (Вырезает)
А теперь нужно вырезать остальное?
Психолог: А что это, остальное?
Ребёнок: ну, все что не машина.
Психолог: но тогда останется лишь контур...
Ребёнок: да, нужно убрать все лишнее
(Пытается это сделать, но машина распадается на части).
Эта не получилась. (Выкидывает в мусорное ведро)
Психолог: похоже что это лишнее делало её целой.

Как часто нам хочется воспитать в ребёнке хорошие качества, и очень хочется избавиться от того, что нам кажется лишним, не нужным.
Однако без этого лишнего невозможно быть целостным.

(no subject)

Если ребёнку скучно в саду или школе, значит маме скучно дома. Поэтому вместо того чтобы искать нечто особенное для ребёнка лучше заняться собой, на работу сходить, не обязательно за деньгами, главное вспомнить как это вкладывать в себя. Для ребёнка это более важный опыт наблюдать как родители ценят и уважают себя, защищают и отстаивают СВОИ интересы, являются интересными людьми оставаясь родителями. Главная задача родителей поддержка, а не обучение.

(no subject)

Творчество Арбениной - для меня символизирует огромное желание ЖИТЬ, жить несмотря ни на что.

(no subject)

Сегодня у меня в гостях был чудесный молодой человек семи лет. Мама привела к психологу, чтобы он рассказывал о своих трудностях.
Так вот, ребенок вошел в кабинет, огляделся пошел к песку, начал его изучать. Я познакомила со всем что есть в кабинете и он начал строить, построил минут за 10 и, как сказала мама, начал рассказывать очень ответственно с деталями кто куда ездил, что делал. Вклиниться даже с вопросом было очень сложно, так как он тревожился что не все расскажет. А потом когда стало подходить к концу, он поинтересовался,
- А зачем песок то у вас? Какая от этого польза ?
- Тебе понравилось строить на песке свой мир?
- Да
- Значит это уже и есть польза. Мне кажется, что у человека должна быть возможность остановиться, отстраниться на время от всей суеты, дел, обязанностей и побыть наедине с собой. В этот момент происходит что-то особенное, все что происходило давно или совсем недавно, вдруг видится в совсем другом свете, становится понятно, что это значит для тебя лично и как ты себя ощущаешь в этих ситуациях, в этими людьми, иногда начинаешь замечаешь в себе что-то новое.
А песок это такой удивительный и такой загадочный материал, он такой разный. И эти фигурки, одни притягивают, другие неприятны или даже пугают. Это все как в жизни, но только в уменьшенном виде. Все эти материалы позволяют
выразить то как ты видишь все, что происходит с тобой и вокруг тебя.
Молодой человек, подошел к песочнице и несколько минут трогал все поставленные фигуры, проиграл какие то сюжеты с некоторыми фигурами. И сказал, что очень хочет прийти еще.